Выйти из замкнутого круга: эксперты о проблемах UHD-индустрии
Панельная дискуссия «Индустрия Ultra HD. Перспективы и тренды развития».
Формат сверхвысокой четкости – Ultra HD/4K – эксперты называют одним из основных драйверов развития телевизионной индустрии. В то же время пока никто толком не может назвать способы монетизации 4K-контента и создания спроса на него. Очевидно лишь, что без консолидации усилий всех участников отрасли формирования массового UHD-рынка придется ждать еще долго.
Эти вопросы обсуждались в ходе панельной дискуссии «Индустрия Ultra HD. Перспективы и тренды развития», состоявшейся в рамках форума CSTB Telecom & Media–2019. Модератора мероприятия, заместителя генерального директора по контентной политике «Триколора» Николая Орлова, интересовали прежде всего практические аспекты бизнеса производителей и вещателей 4К-контента, поскольку сам «Триколор» еще в 2015 году перешел от экспериментов к коммерческому UHD-вещанию, одним из первых в мире и первым в РФ запустив пакет 4К-каналов. На текущий момент в основной пакет «Единый Ultra HD» оператора входят восемь каналов: спортивные Eurosport 4K и Russian Extreme Ultra, развлекательные «Промо UHD» и Fashion One 4K, кино- и сериальные Ultra HD Cinema, «Кино UHD» и «Сериал UHD» и познавательный Insight UHD.
ХОРОШО, НО МАЛО
Доступность потребительских устройств с поддержкой 4К на современном этапе никак не может являться барьером в развитии 4К-индустрии, согласились эксперты. Согласно приведенным менеджером направления Smart TV компании LG Electronics Аллой Чуджаевой данным, 40% всех проданных в мире в 2018 году телевизоров поддерживали UHD. В России эта доля в два раза меньше – около 20%, однако в LG Electronics отмечают устойчивый рост интереса российских потребителей именно к таким моделям. «В 2018 линейка 4К-телевизоров LG в РФ составляла 90 моделей. Есть устойчивое заблуждение, что 4К-модели стоят дорого, что, конечно, уже не так. Базовые 4К-модели LG с диагональю 43 дюйма новой шестой серии стоят в РФ от 25 тыс. рублей», – рассказала Алла Чуджаева.
О готовности массовой аудитории потреблять 4К-контент говорит и решение второго по численности абонентской базы российского оператора платного ТВ – «Ростелекома» – предложить своим клиентам абонентский сет-топ-бокс с поддержкой 4К. Как сообщил в кулуарах CSTB директор офиса «Видео» оператора Виктор Романчук, 4К-приставка «Ростелекома» будет выведена на рынок в первом полугодии текущего года. «Речь идет об Android-приставке, она достаточно мощная как для 4К со всеми технологическими потребностями и возможностями, так и для дополнительных развлечений, которые будут на ней доступны. Этот продукт до сих пор не запущен – есть определенные продуктовые и технологические ограничения. Но в ближайшие несколько месяцев рынок получит анонс и запуск этого продукта. Он в “горячей” стадии производства», – рассказал Виктор Романчук.
По его словам, приставка будет на аппаратном уровне поддерживать кодек HEVC. «Гнать 4К-контент в кодеке H.264 – это технологическое самоубийство. Безусловно, речь идет о полноценной поддержке 4K, H.265, HEVC – все, что только можно предположить на сегодняшний день. Это очень мощная аппаратная приставка», – сказал представитель оператора.
Однако главной проблемой развития 4К-индустрии в «Ростелекоме» называют не технологические, а контентные ограничения. «К сожалению, на сегодня большая часть того, что предлагается как 4K – не более чем маркетинговая уловка, которая порой предлагается по 999 рублей за фильм. Мы к такому не готовы», – посетовал Виктор Романчук.
Отвечая на ставший сакраментальным в дискуссиях на CSTB вопрос, что смотреть в 4К, Алла Чуджаева рассказала, что в LG Electronics провели подсчет доступного 4К-контента на платформах ведущих российских онлайн-кинотеатров и определили, что суммарный объем предложения в этом формате составил около 400 фильмов и сериалов на русском языке, часть и которых представлена в формате расширенного динамического диапазона (High Dynamic Range, HDR) Dolby Vision со звуком Dolby Atmos.
Для сравнения, только по подписке «Кинопоиск + Амедиатека» доступно 4800 фильмов и сериалов в Full HD, а общая библиотека доступного контента в онлайн-кинотеатре ivi, по ее данным, составляет 62 тыс. единиц.
Таким образом, для привлечения массовой аудитории необходим переход производителей контента на столь же массовое производство UHD-продукции, и именно на этом этапе, отметили эксперты, возникает главная проблема формирующейся UHD-индустрии.
БОЛЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ
Генеральный директор телекомпании «Первый ТВЧ» Максим Полухин подчеркнул значение форматов изображения с расширенным динамическим диапазоном в популяризации UHD, поскольку 4К и HDR развиваются сейчас в неразрывной связке, а с точки зрения массового потребителя, живущего преимущественно в небольших квартирах и лишенного возможности приобретать телевизоры больших диагоналей (60 дюймов и выше) из-за материальных ограничений и недостатка жилой площади, именно HDR может обеспечить явный прирост в качестве картинки по сравнению с HD, не говоря уже о SD, мотивируя тем самым на приобретение 4К-телевизоров и подписок на соответствующие пакеты каналов.
Поэтому вопрос, как побудить производителей массово производить 4К-контент, на текущем этапе можно расширить до вопроса о необходимости производства 4К/HDR-контента. Отвечая на этот вопрос, генеральный директор компании ARSPRO Антон Артемьев выразил мнение, что решающую роль здесь может сыграть поддержка операторов и дистрибьюторов, которые должны продвигать 4К/HDR в массы, объясняя, в чем их преимущество по сравнению с HD. «Можно с уверенностью сказать, что 4К и HDR будут жить и развиваться, поскольку производители как профессиональных, так и потребительских устройств договорились о стандартах HDR. Более того, появляются устройства, воспроизводящие как HDR10+, так и Dolby Vision. Последний, кто заявил о поддержке мультиформатности – Philips. Panasonic на выставке CES (в январе 2019 года, – прим.) объявил о поддержке двух форматов, а Philips сделал это буквально несколько дней назад», – рассказал Антон Артемьев.
Ведущий менеджер Huawei Александр Черняев обратил внимание на парадокс индустрии: производители контента уже перешли на съемку и продакшен своих программ в 4К, прежде всего потому, что доступное им профессиональное съемочное и монтажное оборудование позволяет работать с UHD-видео. Однако вещатели и дистрибьюторы контента зачастую вынуждены делать даунскейлинг полученного от производителей 4К-контента до HD и даже SD, поскольку издержки при распространении 4К-контента слишком высоки. Присутствующие на круглом столе представители кинокомпаний подтвердили, что их последние релизы были сняты в 4К, однако на рынок они в этом формате не выходили, поскольку операторы и дистрибьюторы говорили об отсутствии спроса. Более того, по словам представителей российского кинобизнеса, цена на произведенный ими 4К-контент была бы для вещателей не выше по сравнению с HD (правда, в кулуарах CSTB этот тезис был воспринят критически). На зарубежных кинорынках цена 4К-контента в среднем на 30-40% дороже по сравнению с HD.
Таким образом, в медиаиндустрии возник замкнутый круг: массовый потребитель не готов платить за 4К-каналы, сетуя на малый объем доступного в этом формате контента, вещатели и дистрибьюторы отказываются его закупать, объясняя это малым потребительским спросом, а производители, технологически будучи готовыми к переходу на производство в 4К и даже выпуская соответствующие релизы, не находят возможности его реализовать, уже по причине малого спроса со стороны операторов и вещателей.
В этой ситуации одним из выходов может стать качественная адаптация каталогов в HD до 4К – апскейлинг, несмотря на то, что к этому инструменту у части игроков медииаиндустрии выработалось отторжение. В то же время эксперты говорят о возможности проведения профессионального апскейлинга, с удалением шумов картинки, так, что результат будет приемлемым для абсолютного большинства зрителей.
Не исключают этого подхода и в «Ростелекоме» и даже говорят о своем возможном участии в такой адаптации. «Мы не исключаем апскейл, но это должен быть качественно подготовленный контент», – сообщил Виктор Романчук.
Еще одной возможностью резкого увеличения объема 4K-контента, о которой говорили эксперты круглого стола на CSTB-2019, является производство UHD-копий старых советских кинокартин. Для этого требуется новое сканирование фондовых фильмокопий с частичной реставрацией. Антон Артемьев заявил о полной технологической готовности к проведению такого сканирования, однако дело упирается опять-таки в отсутствие заказчика.
Обобщая прозвучавшие в ходе дискуссии идеи ускорения темпов роста российской UHD-индустрии, Александр Черняев из Huawei отметил, что она подошла к такому этапу, когда необходимы согласованные усилия ее ключевых игроков с целью консолидации. «Дискуссия показала, что производители контента и операторы находятся в параллельных вселенных. Нет площадки, которая позволила бы создать экосистему, соединяющую интересы всех участников рынка, в рамках которой оператор понимал бы, зачем и кому ему продавать. Мы выявили множество болевых точек, в том числе отсутствие стандартов. Наше предложение – создать дополнительную площадку для обсуждения этих проблем, возможно, в рамках ассоциации объединить крупнейших игроков российского рынка, включая производителей приставок», – сказал Александр Черняев. Он добавил, что Huawei готова присоединиться к такой ассоциации в качестве индустриального технологического партнера. «Ассоциация должна объединить всех заинтересованных игроков в единую цепочку и создать работающий механизм на принципах цивилизованного рынка», – подчеркнул в завершение диалога Александр Черняев.
Отправлено спустя 7 минут 6 секунд:
WebKontrol: в 2018 году было заблокировано 370 русскоязычных сайтов с пиратским видеоконтентом
2018 году всего по решению суда было заблокировано более 370 русскоязычных пиратских сайтов c фильмами и сериалами, а также около 1,5 тыс. «зеркал». В 2017-ом — около 200 пиратских сайтов и 300 «зеркал».
Такие данные содержатся в отчете WebKontrol. В компании уверены, что рост числа блокировок связан с действием антипиратского закона, а также повышением активности российских и зарубежных правообладателей.
Из российских компаний чаще всего в прошлом году требовал блокировать пиратские сайты телеканал ТНТ. По его заявлениям вынесли 87% судебных решений о блокировке пиратских сайтов по требованиям российских заявителей. Еще 6,3% — по обращениям ТВ-3 и 3,8% — телеканала «Пятница» (все три телеканала входят в «Газпром-медиа»). Среди иностранных компаний наиболее активной была Warner Bros.
В WebKontrol также отмечают, что пиратские сайты теряют миллионы посетителей в течение одного-двух месяцев с момента ограничения доступа к ним. Например, посещаемость ресурса Kinogb.club до блокировки в феврале 2018 года составляла, по данным SimilarWeb, 26,6 млн в месяц, а после — 53 тыс. Однако, несмотря на падение трафика после блокировок, создатели пиратских сайтов продолжают привлекать аудиторию через «зеркала». Например, в октябре был заблокирован Kinoly.ru с посещаемостью 8,5 млн человек в месяц. Сейчас в поиске «Яндекса» можно обнаружить по крайней мере четыре сайта с названием, содержащим Kinoly, посещаемость одного из них составила около 2,8 млн человек в январе.
Ранее WebKontrol сообщал, что в 2018 году количество пиратских сайтов в России выросло на 43%, до 9,5 тыс.
Добавим, что в сентябре прошлого года глава Роскомнадзора Александр Жаров, докладывая президенту РФ Владимиру Путину об «кардинальном изменении» ситуации с пиратством в российском Интернете, говорил о блокировке более 3 тыс. сайтов только с января по август 2018 года.
Согласно данным Американской ассоциации кинокомпаний (The Motion Picture Association of America, MPAA), к текущему моменту в 31 стране интернет-провайдеры заблокировали около 4 тыс. пиратских сайтов и более 8 тыс. доменных имен.
Отправлено спустя 9 минут 28 секунд:
БЕЗ КАБЕЛЕЙ И СПУТНИКОВ: В АВСТРИИ ЗАПУСКАЕТСЯ SKY X
Британская компания Sky постепенно отходит от кабельной и спутниковой дистрибуции — и запускает в Австрии платное ТВ, доступное через стриминговый сервис Sky X.
Новая OTT-платформа была представлена в Вене — она предоставляет доступ ко всем телеканалам, принадлежащим Sky, сериалам, фильмам, спортивным трансляциям и некоторым бесплатным эфирным каналам.
Дополнительно к контенту по запросу пользователи Sky X получат доступ к таким линейным телеканалам, как Sky 1 HD, Sky Atlantic HD, Sky Arts HD, каналам Sky Cinema и Sky Sport, а также к телеканалам партнёров — Discovery, Turner, NBC Universal, Disney, National Geographic, Fox, Stingray, Spiegel TV, HighView и Mainstream Media.
Также доступны эфирные каналы — ORF, Servus TV, ARD, ZDF, RTL, Sat.1, ProSieben, VOX, RTL II, kabel eins и Eurosport 1.
Sky X работает по подписке, абонентских пакетов три, и их стоимость варьируется от €19,99 до €34,99 в месяц; подписку можно отменить в тот же месяц. Также предлагается демо-версия сервиса, бесплатная в течение 14 дней. Пользователи, предпочитающие только эфирные каналы заплатят за месяц меньше — €7,99.
Sky X совместима с PC, Mac, iOS, Android, Playstation 4 и Smart TV Samsung и LG (кроме моделей, выпущенных до 2015 года). Также Sky выпустили в продажу собственную приставку Sky X — устройство обойдётся, в зависимости от выбранного абонентского пакета, в сумму от €19,99 до €49,99.
Рекомендованная скорость передачи данных для просмотра HD-контента — 10 Мб/с. Один пользователь может подключить к Sky X до 4 устройств; есть возможность использовать для стриминга два устройства одновременно. В недалекой перспективе Sky X призван полностью заменить существующий стриминговый сервис Sky Ticket.
Запуск Sky X знаменует адаптацию платного ТВ от Sky к условиям эпохи Netflix. Но не только — добавив в каталог эфирные каналы, компания планирует позиционировать свой сервис как альтернативу кабельному, спутниковому и IP-телевидению, и вступает в конкурентное состязание с ведущими дистрибьюторами. Если эксперимент в Австрии даст положительный результат, нет сомнений, что Sky придёт с новой моделью и на другие рынки.
Отправлено спустя 1 час 25 минут 18 секунд:
В Нидерландах осудили пирата, предоставлявшего услуги кардшаринга
Суд Гааги признал виновным и приговорил оператора нидерландской пиратской кардшаринговой сети к шестимесячному тюремному заключению условно с отсрочкой на три года и 240 часам общественных работ, – пишет Advanced Television.
Данный приговор стал очередным в серии подобных решений суда, принятых по итогам совместного расследования, проведенного Полицией Нидерландов, компанией VodafoneZiggo и представителями Альянса по борьбе с пиратством в аудиовизуальной сфере (AAPA).
Мужчина из Ауде-Ветеринга был обвинён в осуществлении преступных действий, связанных с предоставлением услуг кардшаринга. Перед этим, в июле 2018 года, 40-летний мужчина из Гронингена был также осуждён за предоставление услуг кардшаринга и прочие преступные действия, связанные с предоставлением нелегального доступа к услугам платного телевидения.
«Пиратство – это преступление, которое может влиять на доходы владельцев контента и правообладателей, а также иметь серьёзные последствия для всей отрасли, – заявил вице-президент компании Irdeto по вопросам услуг в сфере кибербезопасности и вице-президент AAPA Марк Малреди. – Премиальный контент широко востребован по всему миру и AAPA продолжит сотрудничество с ведущими операторами – такими, как VodafoneZiggo – помогая им защищать свои инвестиции и привлекать к ответственности преступников, которые крадут представляющий ценность контент для его дальнейшего распространения. Данный приговор является свидетельством успешного сотрудничества между отраслью и правоохранительными структурами, а также, возможно, заставит пиратов задуматься о своих действиях и изменить своё пренебрежительное отношение к отрасли».
Кардшаринговое пиратство продолжает представлять собой серьёзную угрозу деятельности операторов платного телевидения и вещательных компаний. Данный тип пиратства выражается в том, что злоумышленник ворует и передаёт другим постоянно меняющиеся контрольные слова, которыми обмениваются смарт-карта и сет-топ-бокс, давая возможность своим подписчикам смотреть телевизионный контент, за который они не заплатили законным способом.